Дистанционное образование

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 05.05.2024, 08:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Наши координаты: Красноярский край, г.Сосновоборск
ул. 9 пятилетки, 7

Меню сайта
Категории раздела
математика [0]
русский язык, литература [9]
иностранные языки [0]
информатика [7]
География [0]
История, обществознание [0]
биология [0]
физика [0]
химия [0]
предпрофильное [24]
Наш опрос
В какой форме дистанционного образования вы испытываете необходимость?
Всего ответов: 60
Форма входа
Главная » Статьи » 9 классы » предпрофильное

Интеллектуальные способности человека
Теории интеллекта. Интеллект - это относительно устойчивая совокупность умственных способностей индивида. В отечественной психологии преобладает точка зрения, при которой интеллект тождественен мышлению (Л.С. Цветкова "Мозг и интеллект, 1995). В западной психологии интеллект связывают с успешной адаптацией в среде, т.е. более интеллектуален тот, кто лучше всего адаптируется, т.е. благодаря своему здравому смыслу и инициативности может приспосабливаться к обстоятельствам жизни. По мнению Векслера, "интеллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. успешно меряться силами с окружающим миром".
Оценка интеллекта. Различными психологами предложены различные способы оценки интеллекта по различным параметрам. Так супруги Терстоуны выделяют семь факторов, по которым можно судить об интеллекте:
1. Способность совершать счетные операции.
2. Словесную гибкость, т.е. способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей.
3. Вербальное восприятие, т.е. способность адекватно понимать устную и письменную речь.
4. Пространственную ориентацию, способность представлять ращличные предметы в пространстве.
5. Память.
6. Способность к рассуждению, т.е. решению проблем с использованием прошлого опыта.
7. Готовность к перцепции, т.е. быстроту восприятия сходств или различий между предметами или изображениями.
Другие авторы подходят к оценке факторов, составляющих структуру интеллекта, с поразительным разбросом мнений, выделяя их от 4 (Р.Мейли) до 120 (Д.Гилфорд), что лишний раз свидетельствует о сложности проблемы.
Различными авторами предложено ряд тестов, позволяющих оценить уровень интеллекта. Первый тест на интеллект был создан психологом Бине и выявлял "умственный" (ментальный) возраст ребенка в отличие от его хронологического возраста. Позже Векслер, Кэттел, Айзенк предложили свои тесты на оценку интеллекта взрослых и детей. Сейчас наиболее часто употребляемыми является тесты Стенфорд-Бине и Векслера.
Виды и уровни интеллекта.
Гилфорд первым предложил оценивать интеллект с точки зрения конвергентности - дивергентности. Конвергентный интеллект предполагает поиск единственно правильного решения и представляет собой результат научения, хорошего усвоения алгоритмов решения проблем. Дивергентный интеллект характеризуется одновременным многоплановым поиском правильных решений, что приводит в результате к оригинальным творческим идеям.
Также принято деление интеллекта на конкретный уровень, направленный на решение повседневных проблем и называемый зачастую смекалкой и абстрактный уровень, позволяющий успешно оперировать понятиями.
Кэттел предположил, что у каждого из нас от рождения имеется потенциальный "жидкий" интеллект, который представляет собой общие способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению, на основе которого по мере накопления опыта в решении задач адаптации к среде формируется "кристаллический" интеллект, представляющий собой различные конкретные навыки и знания данного индивида.
Факторы, влияющие на формирование интеллекта.
Внутриутробная жизнь ребенка накладывает существенный отпечаток на формирование интеллектуальных потенций. Задержка умственного развития возможна:
* при некоторых хромосомных аномалиях (болезнь Дауна);
* при нарушениях снабжения мозга формирующегося плода кислородом;
* при нарушениях питания плода;
* при некоторых заболеваниях матери в период беременности (например, краснуха и диабет);
* при употреблении матерью многих лекарств, в особенности антибиотиков и транквилизаторов;
* при употреблении матерью в период беременности наркотиков, алкоголя, при курении.
После рождения ребенка влияет на развитие его интеллектуальных способностей:
* питание, уход и обеспечение безопасности в первые месяцы жизни;
* богатая раздражителями окружающая среда, т.е. общение с различными людьми, большое количество игрушек, приспособления для развития двигательной активности (мячи, кольца);
* количество детей в семье - чем больше детей в семье, тем меньше уровень развития их интеллекта, хотя существует и еще одна интересная зависимость: старшие дети в такой семье более развиты интеллектуально, чем младшие;
* социальное положение семьи - сказывается на формировании практического или абстрактного уровня интеллекта, а также общей направленности личности.
Речь. Речь - специфически человеческий способ обмена информацией, обеспечивающий прогресс человеческой цивилизации вследствие накопления коллективного опыта.
Речь - один из существенных факторов, отличающих психику человека от психики животных. Все виды общественных животных (т.е. живущих группами - стаями, стадами и т.д.) имеют сигналы, которыми они обмениваются в той или иной ситуации. Каждый сигнал запускает конкретную поведенческую реакцию - бегство или стремление спрятаться при сигнале опасности, поиск пищи при наличии сигнала о том, что кто-то из членов группы ее нашел. Реакция на сигналы у большинства животных видов является врожденной, у некоторых видов обезьян к врожденным сигналам присоединяются сигналы, выработанные в процессе совместной жизни и включающие условно-рефлекторную реакцию. У человека тоже есть ряд безусловно-рефлекторных звуковых сигналов - крик боли, непроизвольный возглас как реакция на опасную ситуацию. Но вместе с этой так называемой первой сигнальной системой у человека есть вторая сигнальная система - человеческая речь, при помощи которой мы не только передаем информацию о существующей ситуации, но можем рассказать о прошлом или о будущем, или о том, чего не существует.
Способность к речи является врожденной, но актуализироваться эта способность может только в случае, если ребенок развивается среди людей, которые разговаривают с ним и между собой. Случаи так называемых детей-Маугли, т.е. детей, воспитанных обезьянами, волками убеждают в том, что эта способность должна актуализироваться в строго определенные временные рамки. Если ребенок не заговорил по тем или иным причинам в возрасте близком к двум годам, то с каждым годом, отделяющем его от этого возраста, возможность актуализации речевых функций будет уменьшаться. Т.е. чем в более старшем возрасте мы будем пытаться научить ребенка разговаривать(если это не произошло естественным путем), тем меньших успехов мы добьемся.
Способность к речи включает в себя несколько неразрывно связанных процессов: способность к проговариванию (речевой моторике и фонетике), способность к пониманию устной речи (т.е. пониманию значения слов - семантике), способность к пониманию письменной речи (т.е. к чтению), способность к правильному построению речи (синтаксис), способность к письму.
Физиологи обнаружили ряд речевых центров, которые в подавляющем большинстве случаев расположены в левом полушарии коры головного мозга и отвечают за различные вербальные процессы.
При нарушениях в деятельности мозга возникают нарушения соответствующих речевых функций:
* нарушения артикуляции (афазия Брока) - существенные нарушения в способности к устной речи, т.е. больные не могут произнести хорошо известное им слово;
* нарушения письма (аграфия) - невозможность писать вследствие того, что мозг не может "вспомнить" движения руки при письме и воспроизвести их;
* расстройства понимания устной речи (афазия Вернике) - больные не понимают значения слов, воспринимают чужую речь как шум, не имеющий никакого смысла;
* нарушения чтения (алексия) - невозможность понимания смысла слов, переданного в знаковой форме, буквами.
Виды речи. Выделяют следующие виды речи:
* внешняя речь - речь, которой мы пользуемся для общения с другими людьми; в онтогенезе появляется вначале как неосмысленное подражание чужой речи на уровне первой сигнальной системы, позже появляется понимание значения произносимых слов;
* внутренняя речь - речь, обеспечивающая мыслительную деятельность, а также общение с собой;
* промежуточная речь - частично интериоризированная (перешедшая вовнутрь) внешняя речь, при которой часть речевой деятельности осуществляется вовне, а часть внутри сознания. Внешне это выглядит как бессмысленная отрывочная речь. В онтогенезе является нормальным этапом перехода внешней речи во внутреннюю. У взрослых людей возвращение к промежуточной речи свидетельствует об астенизации (истощении) психики, усталости, неврозе.
В свою очередь, внешнюю речь можно подразделить на устную и письменную, а устную - на монологическую и диалогическую. Каждый вид речи обладает своими особенностями. Так, например, письменная речь требует большей конкретизации мысли, а при устной диалогической речи присоединение невербальных каналов передачи информации (интонации, мимики, жестов, поз тела) позволяет адекватно выразить свои мысли более скудными речевыми средствами.
По степени активности процесса выделяют:
* активную речь, при которой каждая фраза самостоятельно конструируется человеком;
* пассивную речь, при которой человек пользуется готовыми речевыми штампами.
Категория: предпрофильное | Добавил: vkadenyov (11.05.2011)
Просмотров: 5770 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Алина Щербак  
0
ФУ.... Дибильё!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Сайт гимназии
  • Виртуальная школа КДПиШ
  • Дневник.ру
  • Интернет университет

  • Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz