Дистанционное образование

Главная | Регистрация | Вход
Среда, 15.05.2024, 03:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Наши координаты: Красноярский край, г.Сосновоборск
ул. 9 пятилетки, 7

Меню сайта
Категории раздела
математика [0]
русский язык, литература [9]
иностранные языки [0]
информатика [7]
География [0]
История, обществознание [0]
биология [0]
физика [0]
химия [0]
предпрофильное [24]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 203
Форма входа
Главная » Статьи » 9 классы » предпрофильное

Профессиональная пригодность и человеческие ресурсы
Профессиональная пригодность и человеческие ресурсы

Существует ли предел человеческих возможностей? Приходилось ли вам задумываться о границах своих возможностей, размышлять, сможете ли вы достичь намеченной цели, если мобилизуете все свои силы?
Чтобы дать ответ на поставленные вопросы, необходимо выяснить, существует ли предел человеческих возможностей. Природа создала человека таким, что диапазон его предельных возможностей ограничен. Например ухо человека воспринимает механические колебания от 20 до 20000 Гц. А собаки, волки, многие другие животные слышат намного лучше и способны воспринимать звуковые колебания более низкой частоты. Отдельные животные чувствуют приближение стихийных бедствий задолго до их наступления. Кошки и совы видят ночью. Летучие мыши, не имея глаз, прекрасно ориентируются в пространстве. Подобных примеров можно привести множество.
Человек ограничен и в скорости, и в способах передвижения, и в диапазоне зрительского восприятия, и в физической силе. Однако он обладает одним важнейшим преимуществом перед всем животным миром – силой разума, сознанием.
В коре головного мозга человека, по утверждению ученых, содержится столько мыслительной энергии, сколько физической энергии в атомном ядре. Можно сказать, что никому неведомы границы своего ума. Мозг наш, содержащий миллиарды клеток, обычно работает на незначительной доле своей мощности. Каждый человек имеет огромный потенциал неисчерпаемых ресурсов, которые при определенных условиях могут быть реализованы.
Основным условием развития личностного потенциала является потребность в самовыражении и в самосовершенствовании, в стремлении обнаружить, проверить и утвердить самые разнообразные способности.
Но реализация только лишь одной потребности в самосовершенствовании еще не гарантирует раскрытие потенциала. Скрытые дарования человека могут быть самыми разнообразными. Для того чтобы ориентироваться в этом многообразии, необходимо научиться посредством самоанализа и самопознания определять именно те качества, опираясь на которые можно достичь наибольшего успеха в самосовершенствовании. Встречаются сотни различных дарований, и человечество во всех них нуждается: исключительная зрительная память или абсолютный слух, художественный, редкие математические способности… Задача состоит не только в том, чтобы как можно точнее определить и как можно раньше начать развивать собственные способности. Это относится не только к поэтическим или художественным способностям, но и к способностям, характерным для тысяч реально существующих специальностей.
В жизни каждого человека неоднократно возникает настойчивое желание, стремление к самосовершенствованию. И когда появляется такое состояние, то следует наметить программу развития и реализации личных ресурсов: интеллектуальных, психических и физических.
Такой план основан на глубоком анализе самоощущения и самовосприятия и должен учитывать условия формирования и развития способностей к той или иной деятельности. Для этого необходимо устанавливать наличие соответствующих природных задатков, предусматривать условия, стимулирующие их развитие, воспитывать в себе соответствующие волевые и эмоциональные качества, уверенность в себе, систематически и упорно работать над собой, развивать личные свойства, отвечающие требованиям будущей деятельности, выявлять специфику избранной профессии, углубленно изучать учебные предметы, связанные с ней, пробовать свои силы на практике.
Путь самосовершенствования долгий и нелегкий. Высказанные советы были бы абсолютно не нужны, если бы каждый легко и беззаботно мог шагнуть по лестнице способностей вверх, играючи достичь совершенства, овладеть профессиональным мастерством. Именно вы автор и исполнитель своей программы жизни, и только от вас зависит, насколько успешно и полно сумеете раскрыть и реализовать личные планы и потенциал возможностей.
Способности человека, как вы уже поняли, являются одним из важнейших условий освоения и реализации профессиональной деятельности.
Другое условие успешности профессиональной деятельности человека – его личностные особенности: направленность личности, особенности эмоционально-волевой сферы человека, темперамент, о которых мы говорили на прошлых занятиях.
Каждая профессия предъявляет к человеку свои требования. Если требования, предъявляемые профессией к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности этого человека.
Профессиональная пригодность – это степень соответствия профессиональных возможностей человека требованиям профессии, отношение уровня развития профессионально важного качества к уровню требований профессии по отношению к этому качеству.
Чем выше степень развития профессионально важного качества и ниже степень требований профессии к нему, тем выше профессиональная пригодность. Ведь профессиональная пригодность – это один из важнейших моментов, который необходимо учитывать при профессиональном определении.
Разные профессии предъявляют различные требования к человеку – одни к типологическим и психофизиологическим его особенностям, другие к психическим процессам, третьи к чертам личности. Таким образом, каждая профессия «адресует» требования к разным структурам личности человека.
Какие же это требования, какие качества и возможности человека обуславливают его пригодность к избранной профессии?
1. профессия предъявляет требования к здоровью человека;
2. к наличию определенных знаний и умений, навыков, что составляет профессиональную квалификацию;
3. к психическим качествам, свойствам человека (склонности, способности человека).
Любой человек пригоден к какой-либо профессии, если он обладает профессионально важными качествами, которые являются залогом успешности в конкретной избранной профессии или типе профессий.
Профессионально важные качества (ПВК) – индивидуальные особенности человека, являющиеся условием успешности овладения профессии и профессиональной деятельности.
Есть качества человека, обусловливающие профессиональную успешность в каком-то конкретном типе профессий, а есть качества, от которых зависит успешность в любой профессиональной деятельности, то есть профессионально важные качества могут быть специфическими и неспецифическими.
Неспецифические ПВК – это качества человека, необходимые для овладения любой профессией.
Это такие качества человека, которые обеспечивают его возможность и готовность к трудовой деятельности и успех в любой профессии. Без них, какую бы профессию человек ни выбрал, выполнить профессиональные обязанности будет невозможно. Например, определенный уровень физической и умственной работоспособности, нормальный уровень интеллектуальной активности, добросовестное отношение к работе, желание трудиться.
Именно эти качества – работоспособность, интеллектуальная активность, ответственное отношение к своей работе, своим обязанностям и обеспечат успех в любой профессии.
Специфические ПВК – это такие психологические качества человека, которыми должен обладать человек для овладения определенной профессией или типом профессий и которые обеспечат ему успех в этой профессии.
Специфические профессионально важные качества являются залогом успешности в конкретной избранной профессии или типе профессий, конечно, при условии наличия у человека желания трудиться в этой области.
Если уровень профессионально важных качеств человека не соответствует профессиональным требованиям профессии или отсутствует профессиональная компетентность, или имеются какие-то противопоказания по здоровью, то тогда человека считают не пригодным к данной профессии.
К сожалению, довольно сложно, а порой и невозможно изменение здоровья в лучшую сторону, с этим ничего нельзя поделать и приходиться считаться при выборе профессии. Но объем знаний и умений, то есть свою профессиональную компетентность, человек, если захочет, может увеличивать безгранично.
Профессиональная пригодность – это гармония человека и его дела. Пригодность к профессии характеризует успешность при обучении, овладении профессией и удовлетворенность человека своим трудом. Наличием способностей объясняется легкость и быстрота приобретения этих знаний и умений. По тому, насколько способности человека соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной профессией к человеку, обычно судят о его профессиональной пригодности.
А о профессиональной непригодности человека к определенному труду можно говорить лишь тогда, когда у него есть отклонения в состоянии здоровья, которые могут мешать профессиональной деятельности или будут углубляться в процессе работы. Однако противопоказания могут быть не только медицинскими. Существует большое количество профессий и специальностей, для которых важно иметь специальные способности, причем отсутствие их нельзя компенсировать, Модельер, дизайнер помимо художественного вкуса, воображения. Должен иметь художественные способности, а, например, дегустатор – уникально развитое обоняние и вкус ( специалист парфюмерной промышленности, пищевой).
В том случае, если имеющийся у человека уровень развития профессионально важных качеств превосходит тот, который требуется для овладения профессией, то человека можно считать профессионально пригодным к этой профессии. Если же он не соответствует профессиональным требованиям, то можно говорить о профессиональной непригодности человека. Однако профессиональная пригодность – формируемое качество. Если человек чего-то захочет и будет упорно добиваться поставленной цели, то у него все получиться. Например, физически слабый и малорослый А.В. Суворов смог стать выдающимся полководцем, а страдающий дефектом речи Цицерон – знаменитым оратором.
Требования, предъявляемые профессией, могут различаться по степени «жесткости». Среди профессионально важных качеств выделяют качества профессионально желательные, профессионально необходимые и профессионально недопустимые, которые и отражают степень жесткости требований.
Профессионально желательные качества – это те качества, которые желательны для любого профессионала: хорошо чтобы они у него были, но наличие их не обязательно. Эти качества присущи любому профессионалу. Без профессионально необходимых качеств профессионал не может состояться, а наличие некоторых других качеств иногда просто необходимо.
Например, для профессии врача-педиатра профессионально необходимыми качествами являются: тактичность, доброжелательность, отзывчивость, доброта, терпение, умение ладить с людьми, сострадать. Профессионально недопустимыми – грубость, замкнутость, самоуверенность, а профессионально нежелательными – сдержанность в общении, легкая приспособляемость к людям.
Для каждого из пяти типов профессий эти профессионально важные качества свои.

Категория: предпрофильное | Добавил: водросль (28.02.2011)
Просмотров: 3167 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Сайт гимназии
  • Виртуальная школа КДПиШ
  • Дневник.ру
  • Интернет университет

  • Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz