Дистанционное образование

Главная | Регистрация | Вход
Среда, 15.05.2024, 18:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Наши координаты: Красноярский край, г.Сосновоборск
ул. 9 пятилетки, 7

Меню сайта
Категории раздела
математика [0]
русский язык, литература [9]
иностранные языки [0]
информатика [7]
География [0]
История, обществознание [0]
биология [0]
физика [0]
химия [0]
предпрофильное [24]
Наш опрос
В какой форме дистанционного образования вы испытываете необходимость?
Всего ответов: 60
Форма входа
Главная » Статьи » 9 классы » предпрофильное

Ориентация в мире профессий – классификация профессий.
3. Ориентация в мире профессий – классификация профессий.

В каждой библиотеке насчитываются десятки и сотни томов, но любую из книг можно быстро найти, так как они расставлены по системе в соответствии с классификацией. Легко разобраться во множестве любых вещей помогает классификация. Что же это такое?
Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.
В мире существует тысячи различных профессий. Человеку довольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.
Классификация профессий - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.
1. Профессии можно разделить на 2 группы по характеру труда - физического и умственного, или исполнительского и творческого.
Профессии исполнительского класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдений имеющихся правил и нормативов, следованиям инструкциям, стереотипным подходам к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, машинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требую высшего образования.
Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист)
2. Профессии различают по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:
- высшего образования - инженер, врач, учитель);
- высокой квалификации от работника, получаемой в системе среднего специального образования - оператор, бухгалтер;
- массовые профессии, требующие квалификации - агент, продавец;
- профессии, не требующие квалификации - подсобный рабочий, грузчик, сторож, техничка.
3. Существует и квалификация по уровню жесткости требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).
4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (например, промышленность, строительство, медицина и др.).
5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена академиком Е.А. Климовым и детально разработана его сотрудниками
Любую профессию можно описать подробно с помощью большого количества признаков, которые обобщены в пять категорий:
- технологические
- экономические
- педагогические
- медицинские
- психологические
Что же включают в себя эти характеристики? Например, технологические характеристики профессии включают в себя описание:
- предмета труда, т.е. на что направлена трудовая деятельность человека (другие люди, техника, информация, искусство или природа);
- целей труда, с помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность (ручные, механизированные и автоматизированные);
- трудовых операций в ходе деятельности (физические, умственные и социальные);
- рабочего места специалиста.
Если спросить у любого человека, сколько он может назвать разных профессий, то можем получить ответ от 20 до 100, возможно чуть больше. А между тем в мире насчитывается более 10 тысяч профессий, а включая специальности и специализации их более 50 тысяч.
Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями. В России сейчас по данным «Единого тарифно-квалификационного справочника» насчитывается более 6 тысяч профессий. Даже в федеральных центрах – Москве и Санкт-Петербурге пользуются спросом только несколько сотен из них, не говоря о ситуации в Красноярске и в нашем городе?
Разобраться в особенностях профессий и проанализировать их помогает наука профессиография, которая описывает профессии в виде профессиограмм.
Профессиограмма – это характеристика профессии с подробным описанием ее особенностей содержания и характера процесса труда, требованиями к уровню квалификации, состоянию здоровья и психологическим особенностям человека.
Она включает в себя общие сведения о профессии, характеристику процесса труда, санитарно-гигиенические условия труда, психологические требования профессии к человеку и пути получения данной профессии.
Классификация профессий:
1. По предмету труда (типы) – на что направлен труд.
2. По целям труда (классы) – какова конечная цель труда.
3. По орудиям труда (отделы) – что использует, какой инструмент.
4. По условиям труда (группы) – где работает.
Начнем с характеристики типов профессий:
А) Предмет труда – техника, система «человек-техника» (Ч-Т). Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т.д.
Б) Предмет труда - животный и растительный мир, система «человек – природа» (Ч-П). Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д. Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь.
В) Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система «человек – знак» (Ч-Зн.). Этот вид деятельности относится к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир и т.д.
Г) Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность, а система «человек – художественный образ» (Ч-Хо) Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т.д.
Д) Предмет труда – человек, система (тип) «человек – человек» (Ч- Ч). Предметом этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно общаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.
Классы профессий. Внутри типа профессии делятся на классы в соответствии с целями труда (конечная цель):
А) Гностические (от лат. «gnosis») Цель – узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку;
Б) Преобразующие. Цель – изготовить по образцу;
В) Изыскательские. Цель – придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.
Инженер-конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель – изобрести. Это изыскательская профессия.
Инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, выдает рекомендации по улучшению работы. Цель – преобразовать. Это преобразующая профессия.
Инженер-испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производство попала машина с наименьшим числом дефектов. Цель – проверить. Это гностическая профессия.
Отделы профессий. Классы профессий подразделяются на отделы, в зависимости от орудий труда:
А) с использованием ручных орудий труда; это, в основном рабочие специальности, например каменщик – мастерок, маляр – кисть и т.д.
Б) с использованием машин с ручным и ножным управлением; пример: машинист, водитель;
В) с использованием автоматизированного оборудования; пример: оператор персонального компьютера;
Г) с использованием функциональных возможностей (средств) организма; пример: профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т.д.
Группы профессий. Профессии также делятся на группы в зависимости от условий труда:
А) труд в обычных бытовых условиях; пример: бухгалтер, учитель и т.д.;
Б) труд на открытом воздухе; пример; строители, работники сельского хозяйства и т.д.
В) труд в необычных условиях; пример: водолазы, шахтеры и т.д.;
Г) труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности; пример: инкассаторы, врачи и т.д.

Категория: предпрофильное | Добавил: водросль (28.02.2011)
Просмотров: 10297 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 1
1 Песец  
0
http://pic4you.ru/23749/3789813/

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Сайт гимназии
  • Виртуальная школа КДПиШ
  • Дневник.ру
  • Интернет университет

  • Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz