Дистанционное образование

Главная | Регистрация | Вход
Среда, 15.05.2024, 07:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Наши координаты: Красноярский край, г.Сосновоборск
ул. 9 пятилетки, 7

Меню сайта
Категории раздела
математика [0]
русский язык, литература [9]
иностранные языки [0]
информатика [7]
География [0]
История, обществознание [0]
биология [0]
физика [0]
химия [0]
предпрофильное [24]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 203
Форма входа
Главная » Статьи » 9 классы » предпрофильное

Мотивы и основные условия выбора профессии
Мотивы и основные условия выбора профессии.

Выбирать профессию - дело сложное и важное, от которого во многом зависит будущая судьба.
Почему люди выбирают ту или иную профессию, институт или училище? Каковы возможные причины, заставляющие их работать по той или иной специальности? Чего люди ждут, что хотят получить от своей профессиональной деятельности?
Выбирая профессию надо четко представлять, что ты хочешь от нее. Надо ответить себе на вопросы: каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать? Какая заработная плата меня устроит? Какой образ жизни я хочу вести, сколько времени и сил могу отдать освоению этой профессии и еще многое, многое другое. Все это и есть мотивы выбора.
Любой выбор профессии человеком должен быть осознанным и мотивированным. Но эти мотивы выбора профессии человеком очень изменчивы. Они определяются и культурой общества, и теми социальными и экономическими изменениями, которые происходят в нем.
Еще совсем недавно, каких-нибудь 20 лет назад, считалось весьма престижным иметь высшее техническое образование. И многие молодые люди, окончив школу, поступали в технические институты. Закончив их они распределялись работать по разным конструкторским бюро, научно-исследовательским институтам, научно-производственным объединениям на должности инженеров. Но изменения экономических условий за последние годы в нашей стране привело к снижению спроса на инженеров, следовательно. привело к падению престижности. масса людей вынуждена была переквалифицироваться на другие профессии и искать новую работу.
Если раньше наиболее модными были профессии инженера, биолога, физика, химика, геолога, актера, филолога, учителя, врача и при этом самыми престижными были рабочие места в сфере науки и техники, производства и искусства, то сейчас интересы большого количества людей перемещаются в бизнес, управление, коммерцию, финансы и информационные технологии. И в настоящее время наиболее престижными считаются эти профессии. Но что будет с этими профессиями через какой-нибудь десяток лет, не знает и не может сказать никто. Хотя кое-какие прогнозы делаются.
Каждый человек, выбирая себе будущую профессию, руководствуется разными мотивами: доступностью обучения, легкостью поступления в учебное заведение, ее престижностью, высокой заработной платой, ориентируются на хорошие условия труда или следуют указаниям родителей и т.д.
Исследования психологов показали, что около 40% молодежи выбирают профессию или учебное заведение, руководствуясь собственными интересами, а не иными мотивами.
Выявлены несколько групп мотивов выбора профессии:
1. социальные (желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);
2. моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);
3. эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);
4. познавательные (связанные со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессиональной деятельности);
5. творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым);
6. материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);
7. престижные (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая «ценится среди друзей и знакомых»);
8. утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую» работу, близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).
Кроме того, наметилась определенная иерархия мотивов выбора профессии. На первый взгляд, казалось бы, должны выступать такие мотивы, как интерес к самой профессиональной деятельности или же к доходам, которые она будет приносить. Но на практике это не всегда происходит так, в процентном отношении на первых местах стоят такие мотивы выбора профессии, как материальные и престижные и только затем – интересное содержание труда.
А ведь интерес - это один из наиболее существенных мотивов, по которому следует выбирать профессию, одна из наиболее веских причин профессионального выбора. Если человеку нравится содержание труда, то он более охотно будет работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать.
Кроме этого существуют внешние и внутренние социальные факторы выбора профессии.
К внешним социальным факторам можно отнести: советы, пожелания окружающих, социальные стереотипы, устоявшиеся представления в обществе, часто имеющие негативное влияние. Сюда можно отнести престижность, популярность той или иной профессии. Такие профессии, как юрист, экономист, программист, менеджер, часто выбираются молодыми людьми только потому, что они стали престижными в наше время. при этом часто люди, выбирающие такие профессии, не всегда задумываются о содержании самой деятельности, о том, что им придется делать, смогут ли они выполнить подобную работу.
Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. Положительные – это материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, престиж, т.е. те стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. Отрицательные - оказывающие воздействие на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.
К внутренним факторам относится так называемый «образ профессии или профессионала» - совокупность представлений и ожиданий, связанных не только с будущей профессией, но и будущим образом жизни, общественная и личная значимость профессии, возможность руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
Поэтому каждый выбирающий себе профессию должен четко определить для себя, какие мотивы для него важнее, и в соответствии с этим решить. какая профессия позволит удовлетворить наиболее важные для него потребности.
Ученые считают, что у наших современников в 200 раз больше возможностей для выбора профессии, чем у наших предков, живших 100 лет назад.
Для того чтобы ее правильно выбрать, надо знать, каковы же условия такого выбора?
Существует три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия. Во-первых, чтобы профессия была интересной. Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности. И, в-третьих, чтобы профессия соответствовала вашим возможностям. Итак, три главных составляющих условия выбора профессии: ХОЧУ, МОГУ, НАДО.
«Хочу» - это личные цели и ценности (профессиональные интересы и склонности);
«Могу» - познание себя, своих возможностей, способностей, состояния здоровья);
«Надо» - знание профессиональной сферы, путей и средств достижения цели, потребностей рынка труда.
Во-первых, необходимо определить свои профессиональные интересы и склонности, т.е. условно это можно назвать «я хочу»;
Во-вторых, оценить свои профессионально важные качества: здоровье, квалификацию и способности, которые определяют профессиональную пригодность, то, что условно можно назвать «я могу»;
В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям наиболее востребованы специалисты, т.е. что сегодня «надо» обществу.
Ответственность за правильный выбор профессии лежит на самом человеке. Если вы выбираете профессию, которая требуется на рынке труда, то вам легче будет найти себе работу. А если выбранная профессия не пользуется спросом, то и трудоустроится может быть сложно.
Только в том случае, если человек сумеет совместить свои «хочу», «могу» и «надо», его профессиональный выбор будет удачным, и отдача от такого человека в процессе профессиональной деятельности будет 100%.
Если же нет интереса к профессии, то полезная отдача от такого человека – 85%, а если нет интереса и способностей, а только отдельные умения и навыки, то лишь – 30%.
Иными словами, задача для человека заключается в том, чтобы найти себе профессию, которая интересна и привлекательна для него, соответствует способностям и пользуется спросом на рынке труда. И тогда его выбор будет удачным.

Категория: предпрофильное | Добавил: водросль (28.02.2011)
Просмотров: 16113 | Рейтинг: 4.8/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Сайт гимназии
  • Виртуальная школа КДПиШ
  • Дневник.ру
  • Интернет университет

  • Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz