1. Перепишите предложения. Подчеркните грамматические основы предложений.
Расставьте недостающие знаки препинания.
1)В
городе постоянно шли дожди и тоска похожая на тяжёлую грозовую тучу сжимала моё
сердце.
2)
Когда
становилось прохладнее мы открывали окно и затаив дыхание подолгу любовались
искрящимся от солнца морем.
3)Возбуждённый
радостной встречей я долго не мог уснуть и только под утро сам того не заметив
внезапно про валился в забытье.
4)Саша
решил остаться дома больной братишка нуждался в заботливом уходе.
5)В
понедельник нам к счастью наконец-то позвонили из больницы и сообщили что
здоровье нашей дочки значительно улучшилось.
6)Эта
горькая истина открывается человеку тогда когда он найдёт в себе силы
посмотреть на свою жизнь со стороны беспристрастным и честным взглядом.
7)
Толстой
побывал в Париже посетил места где прежде жил Руссо и теперь мечтал о новой
системе воспитания человека.
8)Мир
хорошее место и за него стоит драться.
9)
Писатель
чувствует в его жизни проходит розовый период романтических иллюзий должен
наступить новый этап отличающийся от первого более строгим более трезвым
взглядом на действительность.
10) Толстой в
продолжение всей своей жизни много раз вспоминал сказку Андерсена «Голый король» потому что она по
его мнению воплощала главную задачу литературы
раскрыть людям глаза на правду об их действительной жизни.
2. Укажите вид предложений из задания 1. Запишите ответ в следующем виде: а9.
а)
сложноподчинённое предложение, главная часть которого является
неопределённо-личным предложением; ()
б)
бессоюзное сложное предложение, одна из частей которого осложнена причастным
оборотом; ( )
в)
простое предложение, в котором союз u соединяет однородные сказуемые; (
)
г)
сложноподчинённое предложение, придаточная часть которого выражена безличным
предложением; ( )
д)
бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть указывает на причину
того, о чём говорится В первой; ( )
е)
сложносочинённое предложение, в котором одна из грамматических основ выражена
словами одной части речи; ( )
ж)
сложноподчинённое предложение, в котором придаточное содержит определение,
выраженное инфинитивом. ( ) 3. Укажите номер предложений, которые иллюстрируют
правило: «Перед союзом и, соединяющим
части сложного предложения, ставится запятая».
1) Выходит
лето из весны и в осень позднюю уходит.
2)
Костёр
горел весело и его огонь казался большим пылающим букетом.
3)
Бесхитростная
тишина и воздух прозрачен до боли.
4) Время
дорого и терять его не станем.
5) Их
дружба длилась четверть века и ничто не могло её подорвать или хотя бы
остудить.
6) Крупный
дождь ПОЛИЛСЯ ручьями и один за другим удары грома начали непрерывно рокотать в
пустынной степи.
7) Дождь
застучал по железной крыше и своим шумом напугал заснувшийдом.
8) Сырость
лёгкая и ёжась вздрагивает сад.
9) Кое-где
мерцали на воде отражения звёзд да порой игривая волна вскакивала на берег и
бежала к нам.
10)Север дышит
ветром ночи и полынь колышет.
3. Определите тип сложных предложений. Переписывать
предложения не надо. Указывайте цифру и вид.
1)
Распахнулось
окно и закрылось и стало темно.
2) Кто
посеял тот и пожал.
3) Дождь
то усиливаясь то ослабевая лил беспрестанно в течение нескольких дней и к
нашему огорчению добраться до сторожки мы не смогли.
4) Задремали
звёзды золотые задрожало зеркало затона брезжит свет на заводи речные и румянит
сетку небосклона.
5) Егорушка
задыхаясь от нестерпимого зноя который теперь особенно чувствовался побежал к
осоке и отсюда оглядел местность.
6) Прежде
чем повелевать научись повиноваться.
7) Дальше
двигаться не было никакой возможности река разбуженная дождями смыла ветхий
мостик.
8) Герои
Достоевского только ещё расстаются с прошлым чеховские герои уже распрощались с
ним.
9)
Чёрная
туча совсем надвинулась и стали видны не зарницы а молнии освещавшие весь двор
и разрушающийся дом и гром послышался уже над головой.
|