Дистанционное образование

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 17.05.2024, 03:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Наши координаты: Красноярский край, г.Сосновоборск
ул. 9 пятилетки, 7

Меню сайта
Категории раздела
математика [0]
русский язык, литература [12]
История, обществознание [0]
иностранные языки [0]
информатика [0]
биология [0]
физика [0]
химия [0]
Наш опрос
В какой форме дистанционного образования вы испытываете необходимость?
Всего ответов: 60
Форма входа
Главная » Статьи » 10 классы » русский язык, литература

Учимся писать сочинение. Часть 2

Проверочная работа

1. Прочитайте текст.

Картина

(1)На этого человека нельзя было смотреть без смеха. (2)Низенький, толстенький, нос - картошкой, на голове - пучок коричневых волос, похож на слипшуюся малярную кисточку. (3) У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он всё время задорно спорит или чем-то ­горячо возмущается. (4)Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает,  то он шапку задом наперёд нахлобучит. (5)«Беспутный,» - так с ворчливой укоризной называли его пожилые женщины. (6)Беспутный жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной, после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем своё радостное лицо, испачканное сажей.

(7)- Сашка, ты бы умылся, что ли! (8)Чего ты чумазым по улице ходишь, детей пугаешь?! - сокрушались женщины и сердито качали головой.

(9)Не только семейные женщины, строгие хранительницы морали, - лю­бой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его нелепой жизнью, снисходительно поучить уму-разуму. (10)Родители, ругая своих детей за нерадивую учёбу, непременно поминали школьного кочегара:

(11)- Вот не будешь учиться - станешь таким, как этот Сашка Бозин!

(12)Умер Бозин, как и жил, как-то нелепо. (13)Когда ударили первые мо­розцы, шёл по дороге, поскользнулся и ударился затылком. (14)Несколько дней ходил, ощущая неприятное головокружение, но все, кому он жаловался, только смеялись:

(15)- Сашка, у тебя голова не может болеть: она же у тебя пустая. (16)На работе потерял сознание, пока бегали за фельдшером, он помер. (17)Местный плотник на другой день сколотил крест, начал вырезать имя умершего, но тут выяснилось, что никто не знает его отчества. (18)Пришли в школу, нашли трудовую книжку покойного, выяснили, что по батюшке его величали Григорьевич.

(19)Вечером несколько учителей пошли в избушку Бозина, чтобы там прибраться перед похоронами. (20)Маленькая каморка, печь, пружинная кро­вать, накрытая пикейным одеялом, у окна деревянный стол. (21)А над столом большая картина. (22)На ней изображено небо, голубое и ясное, как взгляд ре­бёнка. (23)Среди неба - пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит маленький круглолицый ангел. (24)Одну ручку он положил себе под голову, а другой кому-то машет, словно зовёт к себе или, наоборот, прощается. (25)И вся картина - и ровная синева, и белоснежное облако, и пухлое личико ангела - освещена невидимым золотистым светом, как будто лучи закатного солнца проникают в комнату сквозь стены. (26)Откуда у Бозина эта картина - ­купил он её, нашёл где-то или, может быть, сам нарисовал - никто не знал. (27)Только вдруг почему-то всем представилось, как приходил Бозин домой, как садился за стол, ел суп или пил чай, и на него, закутавшись в мягкий пух облака, своими чистыми и добрыми глазами смотрел ангел, словно сыночек, дождавшийся своего отца. (28)А теперь эти голубые очи смотрят в комнату и не могут найти родного лица. (29)Женщины не выдержали и в голос запла­кали, а пришедший с ними директор школы опустил голову.

(По С. Качалкову)

II. Выполните задания, которые помогут вам оценить глубину и точность восприятия исходного текста.

1. Какие проблемы поднимает автор в своем тексте?

а) отношение к прошлому

б) милосердное отношение к человеку

в) право личности на свободу

г) роль нравственных идеалов в духовном становлении подростка

д) одиночество человека

е) облагораживающее воздействие произведения искусства на душу чело­века

2. В каких произведениях русской литературы особенно громко звучит сострадание маленькому человеку?

а) А. Пушкин «Медный всадник»

 б) А. Чехов «Вишнёвый caд»

в) Н. Гоголь «Шинель»

г) Ф. Достоевский «Бедные люди»

 д) И. Тургенев «Отцы и дети»

е) А. Грибоедов «Горе от ума»

3. Какое( -ие) изречение( -ия) отражает( -ют) гуманистический пафос русской литературы?

 а) Я доверяю любящим: они великодушны. (К Паустовский)

б) Самый забитый, последний человек есть тоже человек и называется брат мой! (Ф. Достоевский)

в) Блажен писатель, если творением своим мог просветить хоть единого, блажен, если в едином хотя сердце посеял добродетель. (А. Радищев)

г) Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем свободнее, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь. (А. Чехов)

 д) Людей неинтересных в мире нет/ Их судьбы - как истории план (Е. Евтушенко)

4. Какое отношение окружающих передаёт автор в предложениях 14-15?

 а) сострадание и сочувствие

б) искренняя забота

в) высокомерная снисходительность и равнодушие

 г) испепеляющая сердце ненависть

5. Какое воздействие на людей, пришедших в дом Бозина, оказала картина?

а) Им стало грустно, оттого что человеческий век короток и время несёт ­всех живущих к неотвратимой кончине.

 б) Им открылось, что покойный - это такой же, как они, человек, и вместе с ним безвозвратно умер целый мир - мир его надежд, радостей, дорогих воспоминаний.

в) Они поняли, что умерший был талантливым художником и теперь не сможет радовать своими творениями людей.

г) Убогая, почти нищенская обстановка пробудила жалость к бедному человеку, который страдал в своём беспросветно-мрачном уединении.

6. Какое средство выразительности неверно проиллюстрировано примером из текста

 а) сравнение: на ней изображено небо, голубое и ясное, как взгляд ребенка

б) слова разговорного стиля: чумазый, нахлобучить

в) эпитет: голубые очи, невидимым золотистым светом

г) парцелляция (предложение 2)

III. Напишите фрагмент сочинения, в котором раскрывается проблема исходного текста и даётся её комментарий.

Вариант исполнения действий.

1. Напишите о том, что проблема милосердия является одной из главных в русской литературе. Назовите произведения, в которых звучит пафос чело­веколюбия, приведите нужные цитаты.

(Запишите изречение из задания 3)    «__________», - писал __________

В этих словах выражен ___________ русской литературы, её главный нравственный принцип, её стремление пробуждать в людях «чувства добрые». (Назовите писателей)_______--,_______,_____ обратили внимание на маленьких людей, живущих в своём безрадостном одиночестве, пробудили искреннее сочувствие к их (какой?)__________ доле, заставили пережить боль «униженных и оскорблённых», как свою собственную. Современная литература сохранила верность человеколюбию, потому что и сегодня много тех, кто нуждается в нашем сочувствии и милосердии.

2. Коротко перескажите рассказ С. Качалкова. Прокомментируйте отноше­ние окружающих к Бозину. Объясните то нравственное потрясение, которое пережили люди, оказавшись в его доме.

 

Категория: русский язык, литература | Добавил: Sosgimadmin (19.12.2011)
Просмотров: 12005 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.7/11
Всего комментариев: 1
1 paytightihos  
0
hi

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Сайт гимназии
  • Виртуальная школа КДПиШ
  • Дневник.ру
  • Интернет университет

  • Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz